Кэб: история такси в Англии

Обязательная программа для туриста в Лондоне — сфотографироваться на фоне Биг-Бена, отыскать красную телефонную будку и, конечно же, прокатиться на кэбе. Знаменитые чёрные такси в Англии настолько популярны, что даже вездесущему и всемогущему Uber пришлось беспомощно развести руками и покинуть британский рынок.

Откуда взялось такси Лондона? В чём заключается его магия? Почему после поездки на нём у вас непременно поднимется настроение? Ответы на эти вопросы вы найдёте в нашей статье.

История появления английского такси

Первые намеки на бизнес-модель современного такси появились ещё во времена правления династии Тюдоров, то есть в XVI веке. Тогда британские толстосумы начали отказываться от содержания собственных карет ввиду дороговизны и принялись брать их в аренду по необходимости. Наёмные кареты стали называть хакни — производное от французского «hacquenee», то есть «лошадь напрокат». Запомните этот термин: он в обиходе до сих пор, и если вы поедете в Лондон, то сможете использовать его, подразумевая такси кэб.

Спрос рождает предложение, и в 1634 году некто капитан Бэйли разместил 4 экипажа на знаменитой улице Strand, обязал каждого извозчика носить аккуратную ливрею, соблюдать ряд правил поведения в отношении клиентов и брать фиксированную оплату. Тем самым капитан Бэйли создал первый в Англии таксопарк.

К началу XIX века наемных экипажей на улицах Лондона было уже такое количество, что регулярно возникали заторы. Пассажирам приходилось платить высокую цену за поездку, при том, что пешком было добраться даже быстрее. На помощь Англии пришла Франция: в 1823 году оттуда привезли первый кабриолет — двухместный двухколесный экипаж с одной лошадью, который был дешевле, быстрее и занимал меньше места на улице. Именно от слова «кабриолет» и образовалось современное «кэб».

Интересный факт. Экипажи ходили по Лондону даже после появления автомобильных такси – до 1930 года. Однако большую их часть уничтожили во время Первой Мировой войны. Последний «хорс кэб» хранится в английском музее с 1947 года.

Эра «безлошадных» такси началась в Лондоне в 1897 году. Предприимчивый молодой человек 23 лет отроду по имени Уолтер Берси создал компанию London Electric Cab Co, разработал и ввёл в эксплуатацию 25 электромобилей, выполнявших функцию кэбов. Электромобили так и назывались по имени создателя — берси. Компания бизнесмена разорилась спустя всего 3 года спустя после ряда несчастных случаев, которые породили недоверие консервативных лондонцев к новшеству.

Такси-автомобили вернулись на улицы Лондона уже в 1903 году, только на этот раз — бензиновые. До 1929 года никаких требований к марке и модели такси закон не выдвигал. Было важно, чтобы авто имело чёрный цвет и счетчик. Особой популярностью пользовались французские Unic — примерно 80% кэбов было этой марки. Монополия на рынок пришла в 1930 году вместе с компанией Austin (позже British Leyland). Компания разработала идеальное такси — модель 12/4 Taxi High Lot. Машина была дешёвой и настолько высокой, что внутри человек мог стоять. Все конкуренты Austin тихо покинули рынок спустя 9 месяцев.

Интересный факт. В XX веке Управление общественного транспорта выдвигало к лондонскому такси любопытное требование: радиус поворота не должен был превышать 25 фунтов (8,5 метров). Это обусловлено тем, что перед популярным у богемы отелем «Савой» находилась небольшая кольцевая развязка, и такси должно было быть способным сделать там разворот.

Самая каноническая и дорогая сердцу каждого британца модель такси вышла в 1958 году — речь об Austin FX4. Модель отличалась от предшественника FX3 тем, что наконец получила переднюю дверцу с левой стороны и новую компоновку салона. Пассажиры теперь могли сидеть друг напротив друга.

Austin «царствовала» на рынке почти 70 лет, однако British Leyland непостижимыми образом обанкротилась. Об окончании производства модели Austin FX4 было объявлено в 1997 году. Сейчас эти британские кэбы по улицам Лондона уже не ходят — они осели в коллекциях энтузиастов.

Основной производитель современных английских кэбов – китайская компания Geely. С 2007 года она выпускает модель LTI TX4 — именно её вам наверняка удастся «поймать» в Лондоне. Но хорошими перспективами обладает и фирма Kamkorp, которая возродила бренд Metrolab и выпустила в 2014 году модель такси-электрокара New Metrolab. Учитывая то, как усердно из Лондона пытаются сделать «зеленый город», можно предвидеть, что скоро электрокары вытеснят «китайцев».

Любопытные особенности кэбов

Садясь в кэб, вы будете приятно удивлены тем, что не надо пригибать голову. Автомобили традиционно высокие, и это отвечает негласному правилу: ничто не должно вынуждать джентльмена обнажать голову.

С точки зрения вместительности кэбы даже ближе к маршрутке, чем к привычному нам такси. В салоне могут сидеть пять пассажиров, двое из которых будут спиной к водителю. Есть ещё место спереди, но занять его не получится: оно предназначено для багажа.

Третья интересная особенность кэбов — их чёрный цвет. У такой скудной палитры есть обоснование: классические кэбы фирмы Austin начали производиться в бедные годы после Второй Мировой войны. Покраска автомобиля означала дополнительные расходы, а таксопарки предпочитали максимальную экономию. Сейчас в Лондоне всё же можно встретить разноцветные и брендированные кэбы, но большинство по-прежнему глянцево-черные.

Наконец, выбирая лондонские кэбы в качестве средства передвижения, знайте — удовольствие это не из дешёвых. Но об этом отдельная история.

Тяжёлая жизнь будущего таксиста

Быть таксистом в Великобритании — не стыдно. Напротив, это большая гордость. Чтобы стать английским таксистом (кэбби), надо сдать экзамен Knowledge, предварительно пройдя обучение, соотносимое с университетским — длится оно от 2 до 5 лет. Добраться до финального экзамена придется через 21 промежуточный. Если завалишь — начинай всё с начала. Всего 12 попыток.

Интересный факт. Преподаватели из The Knowledge Point, старейшей лондонской школы водителей кэбов, с гордостью делятся статистикой: лишь 30% абитуриентов в итоге получают «корочки».

Бюро общественного транспорта не запрещает кэбби использовать GPS-навигаторы. Однако в кэбах вы этих гаджетов не встретите, потому что езда по навигатору — это плевок в лицо английским традициям. Кроме того, в этом просто нет необходимости: знание всех 25 000 лондонских улиц — обязательное условие для сдачи экзамена The Knowledge. Поэтому в английской столице вы наверняка встретите так называемых knowledge boys — ребят, которые колесят по улицам на мопедах с единственной целью: запомнить город.

Кэбби должны знать не только расположение улиц, но и 20 000 других ориентиров: парки, рестораны, стадионы, бизнес-центры. Если пассажир просит отвезти в двухзвездочный мишленовский ресторан, таксист обязан сделать это без промедления и Гугла. Кроме того, кэбби должен разбираться в политике, спорте, театре и расписании поездов. Всё это для того, чтобы поддержать разговор с пассажиром независимо от темы. Вот почему после поездки в кэбе у вас поднимется настроение — в таксисте вы наверняка найдёте идеального собеседника.

Старания лондонских таксистов окупаются сторицей. Их зарплата достигает 50-70 тысяч фунтов в год. По курсу фунта, актуальному на момент написания статьи, это почти 8,5 млн рублей в год – причём при условии свободного графика работы. Поэтому очевидно, что кэб — одно из самых дорогих такси в мире. Например, получасовая поездка из аэропорта Хитроу до центра Лондона обойдется пассажиру примерно в 60 фунтов — то есть 7200 рублей.

Конечно, в Англии есть дешёвая альтернатива традиционным кэбам, так называемые мини-кэбы, которые представляют собой обычные автомобили. Стоимость поездки на таких в 1,5-2 раза ниже. Но они не имеют преимуществ кэбов: не могут ездить по выделенной полосе, подбирать пассажиров и сажать внутрь сразу пятерых. А кроме того, они лишены шарма и очарования галантного века. Ведь поездка на кэбе — это не про следование из точки А в точку Б, а скорее про путешествие на многие десятилетия назад, в эпоху Шерлока Холмса, элегантных дам в кринолинах и безупречных английских манер.

Частые вопросы на тему такси в Лондоне

Можно ли вызвать такси в Лондоне через приложение?

Топовые приложение для заказа такси — Uber, Bolt, а также Gett.

Нужно ли давать водителю чаевые?

В Великобритании нет такой традиции — давать водителю чаевые. Таксисты и так неплохо зарабатывают. Однако если ваш водитель был исключительно мил и обходителен, вы можете накинуть ему 10% сверху.

Как понять, что кэб свободен?

Взгляните на табличку с надписью Taxi на крыше. Если она горит — машина свободна. Впрочем, водители в Англии настолько вежливы, что даже с пассажиром на «борту» могут остановиться и извиниться перед вами за то, что не получается вас взять.