Метро Лондона: тайны, история и принципы работы подземного мира
Приглашаем вас отправиться в увлекательное путешествие по Лондонской подземке. Метрополитен является одной из визитных карточек столицы Великобритании и едва ли не самым узнаваемым символом Лондона. С момента основания, метро стало неотъемлемой частью жизни города и важным транспортным средством для миллионов жителей и гостей столицы. В этой статье поговорим о загадках лондонской подземки, погрузимся в историю создания и расскажем о принципах работы метрополитена. Поехали.
Тайны Лондонского метрополитена
Метро Лондона было открыто в 1863 году и является первой подземной железной дорогой в мире. За такое долгое существование метрополитен стал хранителем многих секретов и историй. И вотнекоторые из них.
Другие названия подземки
Благодаря прессе и стоимости всех билетов по два пенса, в начале 1900-х годов появился ещё один термин — TwopennyTube, что дословно — двухпенсовая труба. ТакжеUnderground в Лондоне часто называют Трубой (theTube) из-за формы туннелей. Логотипом метростал круглый красный круг, пересекаемый горизонтальной синей полосой.
Подземная сеть с наземными станциями
Несмотря на то, что Лондонский метрополитен — это подземная сеть, более половины станций расположены над землей, и только 45% — фактически находятся в туннелях. Виктория (The Victoria Line) и Ватерлоо-энд-Сити (The Waterloo & City Line) — единственные линии, полностью находящиеся под землей.
Станция, которая закрылась, так и не открывшись
В 1901году в пригороде Лондона планировалось построить станцию Норд Энд. У неё даже успело возникнуть второе название — Булл энд Буш (Bull & Bush), в честь известного паба, находящегося рядом. Однако, планы по открытию изменились уже после того, как платформы и лифтовые туннели были построены. Все объекты были замурованы и никогда не использовались как станция метро.И всё же участок послужил для других целей — стал местом хранения правительственных документов во время Второй мировой войны.
Поездка в 20 секунд
Кратчайшее расстояние между двумя соседними станциями метрополитена составляет 260 метров. Дорога на метро между пешеходной площадью Лестер-сквер (Leicester Square) и районом Ковент-Гарден (Covent Garden) по линии Пикадилли занимает около 20 секунд, но стоит £4,90. Тем не менее маршрут остается одним из самых популярных среди туристов.
Голос метрополитена
Знаменитая фраза «Mind the gap» была введена в 1968 году как короткое автоматическое предупреждение, напоминающее пассажирам быть внимательными и смотреть под ноги,переходя с платформы в вагон. Администрация решила использовать голос звукорежиссера Питера Лоджа, который занимался настройкой аппаратурыи сделал эту пробную запись.
Также станцииметро в Лондоне звучали разными голосами, в том числе известнойписательницы Эммы Кларк,актёра и писателя Тима Бентинка. В 1990 году появилась запись голоса Кита Уилсона, менеджера компании «PA Communications Ltd.». Это произошло как минимум на 10 станциях, где размещалось оборудование данной фирмы и сегодня он всё еще звучит на Paddington tube station.Ещё на Северной линии (The Northern Line) долгое время использовался голос актера Освальда Лоуренса,пока постепенно его не заменили другими. По просьбе вдовы актера голос её супруга остался звучать на станции Набережная (Embankment tube station), чтобы она все еще могла его слышать.
Кодовое слово: Инспектор Сэндс
На станциях Лондонского метро можно услышать объявление с просьбой вызвать инспектора Сэндса. Такая фраза для персонала означает необходимость расследовать сработавший сигнал пожарной сигнализации, при этом,она не вызывает беспокойства у пассажиров.
Кодовое слово первоначально использовалось в театрах в конце 19 — начале 20 веков, чтобы сообщить персоналу о пожаре за кулисами. Для тушения пожара применялись ведра с песком (sandbuckets), отсюда и название «инспектор Сэндс» (Inspector Sands).
Забытые станции
В метро Лондона насчитывается около 40 заброшенных станций-призраков. Большинство закрыты по причине снижения пассажиропотока, устаревшей инфраструктуры,либо объединения с соседними станциями.
Вот некоторые из них:
- станция Даун-стрит (Down Street tubestation): расположена между Гайд-парком (Hyde Park) и Грин-парком (Green Park). Во время Второй мировой войны она служила секретным бункером премьер-министра Уинстона Черчилля;
- станция Йорк-роуд (York Road tubestation): около вокзала Кингс-Кросс (King’s Cross Station), одна из первых станций на Великой Северной железной дороге (Great Northern, PiccadillyandBromptonRailway, GNP&BR). Закрыта в 1932 году, однако, облик станции сохранился по сей день, благодаря соседству с вокзалом Кингс-Кросс;
- Британский музей (British Museum tubestation): станция центральной линии метро Лондона, расположена на Bury Place Street, недалеко от Британского музея в историческом районе Bloomsbury. Просуществовала 33 года и закрыта в 1933 году. Станция Британского музея использовалась до 1960-х годов как военный административный офис и центр управления чрезвычайными ситуациями;
- Станция Кинг-Уильям-стрит (King William Street tubestation): одна из самых старых и недолговечных. Открытая в 1890 году, она была известна как первая подземная железная дорога глубокого уровня, а её длинный переход под Темзой считался эталоном викторианской инженерной мысли. Однако конструкция станции и туннелей серьезно ограничило пропускную способность, что привело к закрытию в 1900 году. Здание самой станции было снесено в 1930-х годах, а её подземные части были переоборудованы для бомбоубежища и использовались во время Второй мировой войны.
Сегодня остатки этих и других заброшенных станций метро еще можно увидеть, а некоторые и посетить. Экскурсии по метро всегда популярны и позволяют погрузиться в атмосферу подземного мира Лондона.
«Привидения» на станциях
Столица Великобритании – одна из самых загадочных и мистических во всём мире и славится легендами о призраках. И, конечно же, Лондонское метро — одно из самых популярных мест, где по слухам, можно встретить различных привидений.
Говорят, что иногда пассажиры метрополитена слышат странные звуки, какие-то голоса, шепот и даже музыку. Однако, все они могут быть объяснены различными причинами, включая эхо, вибрацию стен и так далее.
Одна из уже закрытых станций Олдвич (Aldwych tube station) часто используется в качестве места съемок многих телешоу и фильмов. Кроме этого, она стала местом для экскурсий тура по «Скрытому Лондону».
Также есть версия, что бывшая станция Британский музей (British Museum tubestation) соединяется секретным туннелем с самим музеем.
Существует множество историй о таинственных явлениях, которые происходят в метро Лондона. Некоторые люди в них верят, для других же это просто городские легенды.
Спрятанные реки
Часть туннелей Лондонского метро проходит параллельно руслу реки Флит (River Fleet), самой большой из скрытых под землей в 19 веке. Хотя она и неизвестна пассажирам, ее историческое значение укоренилось в инфраструктуре метро.
Ниже линии Бакерлоо (The Bakerloo Line), недалеко от станции Лиссон-Гроув (LissonGrovetubestation) протекает еще одна затерянная река Тайберн (River Tyburn). Когда-то известная в Лондоне, ныне она заключена в водопропускную трубу. Река не видна пассажирам и бесшумно течет под путями, напоминая о постоянно меняющемся ландшафте и истории города.
Вызывает интерес ещё один приток Темзы — река Уэстборн(River Westbourne). Пассажиры станции Слоун-сквер (Sloane Square tubestation) могут заметить большой зелёный короб, в котором река по сей день протекает над платформой.
Секретные туннели
В метро Лондона засекреченные туннели соединяют некоторые станции метро с Букингемским дворцом и другими королевскими резиденциями. Эти проходы используются для перевозки членов королевской семьи в особых случаях.
Кроме королевских туннелей, в метро Лондона также имеются секретные военные туннели. Один из них проходит под зданием правительства по адресу Whitehall Street 57. Туннель строился для защиты важной инфраструктуры и коммуникаций на случай ядерной атаки. Секретный бункер переходит в Старое военное министерство, во время войны им пользовался Уинстон Черчилль. Британское правительство до некоторого времени хранило о них молчание.
Многие станции метро использовались в качестве бомбоубежищ во время Второй мировой войны. НаЦентральной линии несколько туннелей и станций стали военным заводом, информация о котором не разглашалась до 1980-х годов.
История создания лондонского метро
В середине XIX века Лондон был одним из крупнейших городов мира, а в 1891 году население столицы составляло уже более 5 млн. человек. Город стремительно рос, особенно в центре, и возникла острая необходимость в улучшении транспортной системы.
В то время движение было ограничено конками, омнибусами и частными каретами. Эти виды транспорта были медленными, неудобными и дорогими для большинства жителей.
Идея строительства Лондонского метро принадлежит британскому юристу и политику Чарльзу Пирсону (1793-1862), а начались работы в 1860 году.
10 января 1863 года, уже после его смерти, состоялось открытие метро в Лондоне. Передвижение велось на паровозах, сжигавших кокс, а затем и уголь.В первый же день 38 000 человек совершили 18-минутное путешествие с 6 остановками между районами Паддингтон (Paddington) и Фаррингдон (Farringdon). Подземная железная дорога имела огромный успех, несмотря на сернистые пары. Газета Таймс назвала ее «великим инженерным триумфом того времени».
Технология безопасной прокладки глубоких туннелей под Лондоном была разработана к 1870 году, но первая железная дорога метро была не практичной, пока в конце 1880-х годов её работу не усовершенствовали. В 1890 году лондонское метро постепенно начало переходить на электропоезда, однако, паровозы ещё курсировали по столичным линиям вплоть до 1961 года.
Примечательно, что в 1900 году на Центральной линии в свой первый рейс отправился поезд, в котором находились принц Уэльский и Марк Твен.
Строительство метро в Лондоне в большей степени велось к северу от Темзы, где в итоге расположена 241 станция, а к югу — только 31. Это связано с тем, что в северной стороне от реки возможностей для развития было гораздо больше. Кроме того,пригородные железные дороги в то время уже в достаточной мере обеспечивали транспортные маршруты к югу от Темзы.
Название и логотип Лондонского метро, которые используются и сегодня, появились в 1908 году. До этого времени подземка называлась Столичной железной дорогой (Metropolitan Railway).
Интересно, что знаменитый шрифт для Лондонского метробыл создан Эдвардом Джонстоном ещё в 1916 году. Также, как и карта метро Лондона, разработанная Гарри Беком в 1931 году, с некоторыми дополнениями актуальна и по сей день. Схема просто и четко указывает направление движения поездов, при этом наглядно показаны развязки. Она подверглась официальной критике из-за отклонений с реальным расположением станций, однако понравилась пассажирам своим удобством. В итоге в 1933 году карта стала официальной, а в 2006 году была признана одним из образцов национального дизайна.
Ещё в Лондоне по адресу Leinster Gardens Street 23-24 есть дома, которые с первого взгляда кажутся парой обычных таунхаусов, но дело в том, что здания — ненастоящие. Во времена паровых поездов фасады домов построили так, чтобы скрыть дым, выходящего из тоннеля поезда. BBC использовали эту локацию в сериале «Шерлок» в 2014 году, когда герои сериала обнаружили тайное место за фасадами.
Сейчас метро Лондона состоит из 11 линий и 272 станций, охватывающих весь город и пригороды. Сеть метро имеет общую протяженность 402 км, что делает ее одной из крупнейших в мире и обслуживает до 5 миллионов пассажиров в день. Лондонский метрополитен стремится к экологичности и повышению энергоэффективности. Для этого используются поезда с низким уровнем выбросов парниковых газов, а также внедряются энергосберегающие технологии и освещение.
Как работает метро в Лондоне
- Сеть Лондонского метрополитена разделена на девять зон. Зона 1 расположена в центре Лондона и включает в себя большинство туристических достопримечательностей и кварталов.
- Стоимость метро в Лондоне зависит от расстояния, времени суток итипа билета. Считается, что бесконтактная карта Oyster является самым удобным и недорогим способом расчета за проезд в Лондонском метро и на других видах городского транспорта.
- График работы метро Лондона зависит от линии, дня недели и выглядит, примерно, так:с понедельника по субботу — с 5 утра до полуночи, в воскресенье – с 7 утра до 11 часов вечера. На определённых линиях есть ночное движение по пятницам и субботам. Более точное расписание всегда можно узнать на официальном сайте.
Лондонский метрополитен является сложной и эффективной системой, работающей на благо жителей города и многочисленных туристов. Благодаря современным технологиям, профессиональному управлению и заботе об окружающей среде, метро обеспечивает быстрое, надежное и комфортное перемещение миллионов пассажиров.
Вопросы о метро Лондона
Сколько стоит проезд в метро Лондона?
Стоимость проезда в Лондонском метро зависит от времени суток, расстояния и формы оплаты.
Помните, что поездки в часы пиковой нагрузки будут стоить больше, чем в обычное время. То есть, в понедельник – пятницу с 6:30 до 9:30 утра и с 4:00 до 7:00 вечера, кроме официальных праздников, метро наиболее востребовано.
За наличные вы можете купить бумажный билет, но обратите внимание, что стоимость разовых билетов будет от £6,70 до £9,80.
Многие отдают предпочтение бесконтактной карте Oyster, позволяющей платить намного меньше за любую поездку. К примеру, используя её в зоне 1, вы сэкономите более половины суммы, потраченной на бумажный билет.Это означает,что,купив данную карту за £7 и пополнив её на любую сумму, вы сможете платить за поездки от £2,70.
Перед оплатой нужно определиться, в каких зонах будет пролегать ваш маршрут. Обычно туристы путешествуют в 1 и 2 зонах, что позволяет увидеть все знаковые достопримечательности города.
Какая линия Лондонского метро самая длинная?
Центральная линия метрополитена Лондона обозначена красным цветом иявляется самой протяженной, соединяя северо-восточную и западную части города.На 74 км путей под землей расположены 20 станций, а 29 – на улицах.Многие станции интересны и ценны с исторической точки зрения, ведь линия появилась ещё в 1900 году, как Центральная лондонская железная дорога (CLR).Также она является дорогой глубокого заложения и на ней используются поезда меньшего размера, если сравнивать с основными линиями метро.
Какая станция метро в Лондоне самая глубокая?
Хэмпстед (Hampsteadtubestation) является наиболее глубокой станцией в Лондонском метро и располагаетсяна Северной линии, которая отмечена на карте чёрным цветом. Станцию открыли ещё в 1907 году, и она располагается на достаточно большом холме. В итогерасстояние до платформысоставляет 58,5 метра или 192 фута, а значит без лифта здесь не обойтись! Он поможет вам спуститься на расстояние 15-этажного дома, то есть на55 метров или 180 футов. Если же вы спортсмен и захотите преодолеть этот путь пешком, то понадобится пройти не менее 320 ступенек по винтовой лестнице.
Обратите внимание и не перепутайте её со станцией West Hampstead. Она находится на Юбилейной ветке, которая на карте изображена серым цветом.
Также не удивляйтесь, что в некоторых местах на стенах станции из плитки выложены надписи Heath Street. Изначально предполагалось, что в честь одной из ближайших улиц, название станции будет таким. Теперь же это стало частью истории, напоминающей пассажирам о связи времён.